ПРОВЕРКА ДЕТАЛЕЙ, ч. 2

Проверка тормозных дисков и тормозных колодок.

1. Повреждения тормозных дисков (здесь рассмотрены только случаи повреждения после непродолжительного периода эксплуатации после установки), как правило, встречаются такие:

- биение дисков при торможении в педаль тормоза или в руль;

- скрип и скрежет при торможении, скрип при движении без торможения;

- сильное «пыление» накладок колодок, отложения пыли на колесных дисках;

- быстрый износ (как правило, только одной) накладки колодки до металла – как следствие, скрежет при торможении;

- полное разрушение диска – отрыв ступицы от рабочего диска;

- повреждение считывающего кольца датчика ABS при установке.

2. Исследование целесообразно делать в следующей последовательности:

– визуальным осмотром определяем: состояние рабочих поверхностей и торцов дисков на наличие следов перегрева (побежалости) и/или трещин на диске;

- визуально — на наличие/отсутствие следов заводского хонингования на рабочих поверхностях диска, а также наличие/отсутствие следов заводского покрытия дисков оловом (приработочный слой);

- визуально — состояние фрикционных накладок тормозных колодок, равномерность прилегания колодки к диску, следы сдирание накладки (если есть), правильность мест установки колодок (если это нормируется изготовителем), трещины, задиры и сколы на накладках колодок.

3. Далее необходимо провести инструментальный контроль деталей:

- дисков — толщину, отклонение толщины рабочих поверхностей, биение;

- колодок — наружные размеры, толщину основы вместе с фрикционной накладкой.

Все данные берем из каталога изготовителя. Поскольку измерять мы будем сотки и микроны, то берем соответствующий инструмент, тарированный перед измерениями. Например, у TRW: «осуществляется жесткий контроль трех допусков при обработке: отклонение толщины диска не превышает 0,012 мм; биение диска не превышает 0,03 мм; поле допуска центрального отверстия — H8″.

P1100163P1100355

Примеры повреждений дисков и колодок:

IMG_1650

колодки были установлены и работали с перекосом, износ накладок — на конус, ошибки установки, не «разработаны» суппорты.

IMG_1652P1090178

колодка была установлена на сильно поврежденный диск.

P1150179

колодки «скрипели» по причине значительных буртов по краям дисков — ошибки при установке.

Фото внизу — заводской брак, накладки оторвались от основы.

P1080458

Колодка не работала всей поверхностью, была зажата, след от касания колодки не по всей рабочей плоскости. На диске виден заводской хон в месте, где колодка не касалась диска.

P1090308 P1090303P1080931

Новый не устанавливавшийся диск, явно видна сетка заводского хонингования.

P1100159 P1100160 P1100161

«Сгоревшие» диски. Причины — либо не «разработанные»суппорты, либо не соблюден режим приработки. Следы заводского хонингования остались. Почему нельзя назвать одну причину? Потому что для исследования поступили только диски, без сопряженных с ними деталей — колодок. Внизу — торцевая поверхность этого диска.

P1100162P1240773P1240772P1240774

Отрыв обода диска от ступицы — сильный перекос диска по причине давления с одной стороны.P1240776P1100167                                                                                                                                                                   Диск «ровный», но сильно грелся.

По такому диску без исследования колодок «сказать» что-либо вообще трудно, поскольку имеется заводское покрытие оловом, но диск сильно поврежден от перегрева или «подклинивания» колодок. Неравномерное прижатие колодок выразилось в появлении «ям» на рабочей поверхности диска — при торможении диск будет «бить».

P1100633

И последнее — повреждение считывающего кольца датчика ABS при установке диска. Проверка специальной карточкой целостности ламелей кольца — даже при повреждении резины ламели не повредились. (фото двух разных дисков).

P1100532

P1100531

P1100617

Тут кольцо повреждено при установке детали на автомобиль, ламели повреждены механическим воздействием, датчик ABS не будет корректно считывать показания скорости колеса.

По поводу проверки параметра «биение диска» — тут вопрос сложный, все известные фирмы (TRW, Textar, Brembo, ATE и др.) рекомендуют проверять его прямо на автомобиле. Однако на мои неоднократные вопросы техническим тренерам таких компаний, каким образом вычислять биение установленного диска от биения подшипника, конкретного ответа не получено. Мною был сделан стенд для проверки биения снятого диска — на поверочной плите (чтобы соблюсти минимальные отклонения положений индикаторной стойки и ступицы/диска) была закреплена совершенно новая ступица колеса. Однако, даже в этом случае (что более точно, чем измерять на автомобиле) необходимо выполнять вычисления, поскольку любой подшипник ступицы имеет «собственное» штатное биение. Общий вид стенда.

P1110733

Продолжение следует.

© Юрий-А. 2018. При любой перепечатке статьи или ее части ссылка на сайт

www.autokonsult-akc.ru - ОБЯЗАТЕЛЬНА!